ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
1950 - 1980
этап IV
ЗНАМЕНИТЫЕ «ШЕСТИДЕСЯТНИКИ» -
СВЕЖАЯ СИЛА В РЯДАХ ФОТОЖУРНАЛИСТОВ.
Штрихи детства. 1957 год. Фото: Леонид Лазарев
Рядом с Пушкиным. Москва, 1957 год
Фото: Леонид Лазарев
Творчество фотографов, работавших в послевоенный период стало логическим продолжением традиций советской фотографии 1920-1930-х и военных лет. Это естественно, ведь основу послевоенной фотожурналистики составляли уже опытные мастера довоенного периода и фотографы, прошедшие трудовое и боевое крещение на фронтах второй мировой. Такое состояние продержалось до конца 50-х.

В начале 60-х годов, с развитием периодической печати и в особенности иллюстрированных журналов в ряды фотожурналистов стали приходить новые авторы. Это было уже новое поколение, получившее высшее образование в послевоенный период. В фотожурналистику приходили молодые люди одержимые фотографией. Так, бок о бок с мэтрами, и даже зачинателями отечественного фоторепортажа начали вести фото-летопись страны молодые строители и инженеры, поэты и музыканты. Так певец Николай Рахманов, строитель Валерий Генде-Роте и биолог Петр Носов пришли в фотохронику ТАСС, в журнал «Огонек» - киноинженер Лев Шерстенников. Николай Гневашев с дипломом полиграфиста оказался в журнале «Советский Экран». Возможно, будущий артист или музыкант Леонид Лазарев начал, теперь уже знаем, успешную карьеру фоторепортера в журнале «Советская женщина».

Это очень важный момент. Столкнулись два поколения - одно с накопленным опытом, второе со свежими взглядами на будущее фотографии. Надо отдать должное старшему поколению, которое с пониманием отнеслось к новичкам, последние с одной стороны боготворили, с другой активно спорили с мэтрами. Начались дискуссии о роли автора и о границах его вторжения в действительность. Вся советская журналистика была основана на вмешательстве в реальность, то есть репортер активно взаимодействовал с теми, кого он фотографировал. Традиционный для фотографии подход был отброшен поколением «шестидесятых». Новое поколение отказалось от штампов, формируя новую иерархию ценностей, ища новые формы выражения, говоря на языке эмоций. Постановочная фотография, характерная для 20-30 годов, отошла на второй план.

«Шестидесятники» создали новую фотографию - фотографию настроения.
Голуби мира. Москва, 1962 г. Фото: Владимир Лагранж
Характерный пример такого перехода - фотография 1962 года «Голуби» Владимира Лангража фотографа журнала «Советский Союз». Фотография постановочная, но уже стала отражением настроения времени: молодое поколение, растущее в мирное время, смело смотрит в будущее, и помогает им в этом атмосфера забрезжившей свободы.
«МЫ НЕ ЛАКИРОВАЛИ – МЫ ТАК ВИДЕЛИ».
РАБОТА ФОТОЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ.

Очередные исторически сложившиеся «специфические» условия в СССР опять стали влиять на работу отечественных фотожурналистов. И опять неблагоприятные. Фотографы остались практически один на один с собой. На всю огромную страну существовал один, единственный, профессиональный журнал о фотографии «Советское фото», который старался удовлетворять многочисленную армию фотографов: фотожурналистов, фотохудожников, фотолюбителей. Холодная война закрыла занавес в общении с миром. Внутри страны господствовала идеологическая монополия. Жесткая цензура, подчинение партийным чиновникам, резко ограничивали творческий потенциал фотожурналистов. Авторов 70 – 80-х годов сейчас называют «фотографы тишины», на самом деле они боролись, искали и создавали сами условия для самовыражения. Не стать слепым исполнителем, отстоять свою индивидуальность помогло им то, что это были люди, как упоминалось ранее, образованные, интеллигентные и самое главное одержимые фотографией. Без неё они не представляли уже жизнь.

Так в 1961 году было организовано в противовес официозному ТАСС независимое информационное агентство АПН (Агентство Печати «Новости»). Фотожурналисты, работающие в новом информационно-публицистическом агентстве, созданном на базе общественных организаций, могли снимать общественную жизнь страны, отражать православные темы, осуществлять социальные проекты.

АПН выпускало вестники: «По Советскому Союзу», «Международная информация», «Наука и техника», «Культура и искусство», «Спорт» (все с 1962), «Молодёжь — жизнь и проблемы» и ежедневный обзор советской прессы на английском языке «Дейли ревью» («Daily review», с 1963). За рубежом на материалах АПН выходили (1969) 50 иллюстрированных журналов, 7 газет и свыше 100 информационных бюллетеней. В общей сложности агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн. экземпляров. Фотослужба АПН готовила для прессы ежегодно более 120 тыс. фото-сюжетов (свыше 2 млн. отпечатков). Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира.

Достаточно укомплектованные штаты редакций, издательств и агентств сложили благоприятные условия для узкой специализации фотографа. Это также позволило авторам найти себя и заниматься творческими экспериментами. Обратились к спортивной фотографии Дмитрий Донской (АПН) и Лев Бородулин (журнал «Огонек»), Олег Макаров из АПН фотографировал музыкантов. Они работали в единственных, пожалуй, областях, в которых художник мог быть свободным от идеологических установок.

Выбрав фотографию спорта, фотожурналисты обеспечили себе также определенную свободу передвижения по миру. «За пятнадцать лет работы в «Огоньке» бок о бок Дмитрием Бальтерманцем, Лев Бородулин объехал почти весь мир, снимая Олимпийские игры и чемпионаты мира, создав кадры, ставшие классикой российской и мировой спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник "Photography Year Book" назвал Бородулина «Звездой мировой фотографии», а в 1972 году за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью в Мюнхене».

В официальном ТАСС работала сплоченная команда фотографов-журналистов, сумевших увидеть в жизни тех лет не только «тассовский» официоз, но и ситуации, вызывающие улыбку, искреннее, доброжелательное отношение к окружающим его людям. Это Борис Покровский, Евгений Кассин, Николай Рахманов, Валерий Генде-Роте, Владимир Мусаэльян... Но этот список был бы далеко не полным, если не напомнить о тех, у кого все они учились: Николай Свищев-Паоло, Петр Оцуп, Аркадий Шайхет, Дмитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич...

К советской прессфотографии 1960 – 1970 сейчас отношение неоднозначное, одни называют это «идеологическим мусором», другие находят фотографии того периода милыми, лакированными, но без резких скачков и перепадов, без фигур умолчания и постыдных страниц.

Сами же фотожурналисты – легендарные «шестидесятники» отвечают на это так:
«Мы не лакировали – мы так видели».
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ФОТОЖУРНАЛИСТЫ 1950-1980
Александр Абаза
Юрий Абрамочкин
Бойка Азаров
Виктор Ахломов
Леонид Бергольцев
Владимир Богданов
Лев Бородулин
Валерий Генде-Роте
Николай Гневашев
Евгений Кассин
Андрей Князев
Юрий Королев
Геннадий Копосов
Юрий Кривоносов
Леонид Лазарев
Владимир Лагранж
Владимир Мусаэльян
Петр Носов
Сергей Петрухин
Борис Покровский
Александр Птицын
Николай Рахманов
Владимир Ролов
Юрий Рыбчинский
Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский
Юрий Транквиллицкий
Лев Шерстенников
Типичный снимок 60-х.
"Лесенка". Александр Птицын. Фото получило Диплом World Press Photo 1966 года.
Лесенка. 1966 г. Фото: Александр Птицын
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
Made on
Tilda