ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
1920 - 1935
этап II
СТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТСКОЙ ПРЕСС-ФОТОГРАФИИ
Гимнасты. 1932 Фото: Георгий Зельма
Александр Родченко
Знаковый фоторепортер 20-30х годов XX столетия
С 1920-х годов в советской России началось "строительство новой жизни", появились новые задачи и в искусстве. Молодому государству была необходима мощная агитация, доходящая до каждого человека. Одним из наиболее красноречивых и понятных средств пропаганды великих свершений эпохи справедливо считалась фотохроника.

Еще до революции в России существовали профессиональные фотохудожники, работавшие и в жанре репортажа. Но новые идеологические задачи требовали гораздо больше фотодокументалистов. В то же время и сам процесс фотографии постепенно становился более универсальным.

В это время появляется новая профессия - фотокорреспондент. Одним из первых на этом поприще стал Георгий Анатольевич Зельма. Фотокоры того времени во многом были первопроходцами. Сама техника находилась на начальной стадии развития, не говоря уже о том, что фотография, как художественный вид только что получила самостоятельность и многие молодые авторы хотели привнести своей работой новизну в искусство. Работы Г.А. Зельмы по своей композиции, по выбору точки съемки указывают на то, что автор находился под влиянием идей русского авангарда, но форма не стала самоцелью: все же главное в его работах - это люди.

Основной задачей советского фоторепортера было отражение трудового подвига гражданина СССР, но если откинуть идеологию, то мы увидим простого человека, который искренне верит в новую жизнь, в дело, которое делает.
Да и сам фотограф уверен в важности момента. Сейчас, спустя много лет, фотографии первых советских репортеров рассказывают нам о жизни той, советской, России: о ликвидации безграмотности, о первых колхозах,
о грандиозных стройках.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ФОТОРЕПОРТАЖ –
ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ.
После времен разрухи в молодой стране фоторепортаж находился в упадке, пока не началось издание иллюстрированных журналов (1923-1924), улучшилась техника газет и появилась потребность в событийных снимках.

В 1923 году Михаил Кольцов зажег «Огонек» - массовый иллюстрированный журнал, объединивший вокруг себя группу талантливых молодых фоторепортеров. Их работа по своему смыслу приравнивается к работе партийного публициста. Центральный орган партии «Правда» - первая газета, которая стала широко помещать репортажные снимки. В этом также немалая заслуга М.Е. Кольцова, проявлявшего заботу о воспитании фотожурналистов нового типа. В 20-30 годах с журналом «Огонек» сотрудничали практически все известные фоторепортеры того времени: Александр Родченко, Анатолий Гаранин, Дмитрий Дебабов, Юрий Ерёмин. Аркадий Шайхет, Яков Халип, Ольга Игнатович, Семён Фридлянд и др.

Многогранный талант художник Александр Родченко особенно ярко раскрылся в фотографии и в частности в исполнении фоторепортажа. В конце 20-х – 30-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «Огонек», «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Радиослушатель». Два года он провел на съемках строительства Беломорско-Балтийского канала. В 1933 году вышел специальный номер журнала «СССР на стройке», от первой до последней страницы сделанный Родченко. Сделал знаменитые фоторепортажи «Манёвры Красной Армии» 1924г., «Электрозавод», «Завод «АМО» 1929г., «Лесопильный завод Вахтан» 1931г. «Скорая помощь» 1931г., и многие другие.

Аркадий Шайхет стал первоклассным летописцем индустриализации и коллективизации. Старался запечатлеть все, что создавалось в новой быстрорастущей стране. Первые котлованы, первые тракторы, первые автомобили, Турксиб, Днепрогэс, гигантские металлургические заводы, новые школы и детские сады и конечно же, радостные лица людей-созидателей. Всё это отражено в очерках Аркадия Шайхета.

Ольга Игнатович, сестра известного фотожурналиста Бориса Игнатовича внесла весомый вклад в фотоискусство репортажными портретами. Она умела тонко передавать через характеры людей дух эпохи. Это прежде всего групповой портрет «Встреча челюскинцев» 1934г., удивительные портреты Петра Капицы 1939г., Сергея Образцова 30-е годы, Максима Горького 1934г.

Макс Альперт по праву считается одним из сильнейших отечественных фото-публицистов, стоял у истоков рождения фотоочерка. Как и все снимал стройки первой пятилетки, коллективизацию сельского хозяйства, но результат его съемок выражался не в стандартных фото-сериях и репортаже, а в многокадровых фотографических повествованиях. Альперт активно выступал за публицистическую подачу фотоматериала, стал новатором в области репортажного портрета, как неотъемлемой части фотоочерка.

Елеазар Лангман как и многие другие ведущие фотожурналисты, был фоторепортером многих московских газет и журналов. Большое внимание на его творческий рост оказала работа в газете «Вечерняя Москва» в «бригаде Игнатовича». В историю фотографии вошел как один из новаторов формы. Выработал свой индивидуальный стиль. В годы распространения серийной съемки он приступил к многокадровой разработке таких важных тем как: социалистическая Москва; советский человек; доблестный труд. Известны его серии «Москва», «Уголь», «Металл».

Тогда же московские фоторепортеры объединились в ассоциацию при Доме печати - первую советскую профессиональную организацию фотожурналистов (1926). За год Ассоциация устроила две выставки фоторепортажа, примерно по тысяче снимков в каждой, газеты заговорили о фоторепортаже как о самостоятельной отрасли советской фотографии.

Акционерное издательское общество "Огонек" приступило к изданию журнала фотолюбительства и фоторепортажа "Советское фото" (1926), призванного по замыслу учредителей стать центром советского фото-движения. Заявленная журналом программа отвечала духу и задачам зарождавшейся фотожурналистики.

В период 1928-1932 гг. советское общество претерпело коренные изменения и стало мало похожим на то, что сложилось при нэпе. Преобразился самый многочисленный класс - крестьянство, крестьяне из собственников превратились в колхозников. Огромные людские массы ушли из деревни в город, на стройки. Новые рабочие составили 2/3 класса пролетариев. В среде технической интеллигенции росла доля выходцев из рабочих и крестьян. В середине 30-х гг. в соответствии с переменами в идеологии, литературе, искусстве произошел поворот в изображении жизни советского человека.

Фотожурналистика оперативно откликнулась на это. В серии «Советский Казахстан» Елеазар Лангман проявил умение осмысливать социальную тему на национальных сюжетах.

Созданный в 1931 году Альпертом совместно с Шайхетом и Тулисом фотоочерк «24 часа из жизни семьи Филипповых» имел большой резонанс на Родине и за рубежом. Фото-рассказ о рабочей семье в 52 фотоснимка предназначался и был опубликован в влиятельном немецком еженедельнике «Arbeiter Illustrierte Zeitung» с целью пропаганды советского, нового для мирового сообщества образа жизни. Этот фотоочерк в полной мере заслуживает место в «Золотом фонде» фото-публицистики.

В жанре фото-публицистики работали и другие известные мастера. Георгий Зельма, фотожурналист газеты «Известия» - автор знаменитого очерка в три кадра «Страна учится» 1935г. Вместе с Романом Карменом снимал темы «СССР с воздуха» и Десятилетие Якутской ССР.

Газетные страницы изменились... Вырос спрос прежде всего на красивый, радующий глаз художественный снимок.

Известен фотоочерк 1932 года Альперта и Смолякова «Гигант Магнитки». История паренька, ставшего мастером стройки, героем Магнитки.
Так газеты и журналы перестраивались в соответствии с новым пониманием задач социалистического строительства, один из результатов которого уже был широко обнародован: "Жить стало лучше, жить стало веселей!" (Сталин). Товарищ Сталин вообще придавал фотосъемкам серьезное значение, всякий раз проявлял повышенное внимание к фотокорреспондентам, иногда даже указывал, на что им необходимо обратить внимание.

Но к концу 30-х гг. активная фотографическая жизнь фактически замерла. Столетие со дня изобретения фотографии (1839) отмечали скромно, больше говорили и писали о собственных достижениях, но в общих словах, потому что оставалось неясным, кого безопасно похвалить или разругать. Безопасно было возглашать здравицу родной партии и правительству, именно такими словами заканчивал свою книгу "Очерки по истории фотографии в СССР" (1939) Г. Болтянский: "Своими успехами советская фотография обязана мудрому руководству партии и правительства, их вниманию и заботам о развитии фотографии".

Фотографам предстояли тяжелейшие испытания, которых они представить себе не могли. Приближалась Великая Отечественная война.
ЗНАКОВЫЕ ФОТОРЕПОРТЕРЫ РОССИИ 1920-1935
Александр Родченко
Анатолий Гаранин
Дмитрий Дебабов
Георгий Зельма
Макс Альперт
Аркадий Шайхет
Яков Халип
Евгений Халдей
Борис Игнатович
Ольга Игнатович
Семён Фридлянд
Владимир Шаховский
Елеазар Лангман
Иван Шагин
Георгий Зельма
Знаменитые ракурсы в фотографии - опыты для будущего Александра Родченко
Прохожий 1926 г. Фото: Александр Родченко
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
Made on
Tilda