С театра военных действий русско-японской войны отправлял снимки фотокорреспондент Виктор Булла, в дни Февральской революции он также находился с фотоаппаратом в центре событий. Четвертого июля 1917 года, Виктор Булла сфотографировал с крыши пассажа расстрел мирной демонстрации войсками Временного правительства. Этот снимок представляет собой не просто документальное свидетельство трагического события, он является высоким образцом журналистской и художественной работы. Образность, динамичность кадра Виктора Буллы не раз впоследствии
привлекали внимание кинематографистов, в том числе таких, как С.Эйзенштейн, М.Чиаурели, которые использовали его при создании художественных фильмов. Далее Виктор Булла вел летопись Великой Октябрьской революции, делал яркие портреты Ленина и других революционных деятелей.
Александр Булла, также как отец и брат Виктор был соавтором хроники целой эпохи. Значительным периодом стали его фоторепортажи с фронтов первой мировой войны.
На фронтах первой мировой снимал и Петр Оцуп, проявляя уникальную храбрость. Далее Оцуп активно участвовал в съемках Февральской, а затем Великой Октябрьской революции. Он запечатлел Смольный, в дни подготовки к вооруженному восстанию, штурм Зимнего дворца. Еще один бесстрашный фоторепортер - Петр Новицкий также снимал первую мировую. Трижды раненный на фронте, он вспоминал об условиях работы на войне:
- О съемке штыковых атак, артиллерийской подготовке и ураганного огня нельзя было и думать. Этот огонь покрывал всю площадь таким дымом, что невозможно было видеть соседа, не то, что окопы противника.*
Фотодокументалистам приходилось работать на свой страх и риск. Запрещалось не только публикация, но и съемка некоторых политически злободневных фактов. Например, несмотря на запрет, фоторепортеры снимали празднование Первого мая в Москве. Фотокорреспонденту еженедельника «Искры» Алексею Савельеву удалось сделать несколько фоторепортажей о демонстрации трудящихся на Скобелевской площади.
С вступлением страны в новый этап исторического развития, когда власть перешла к рабочим и крестьянам, фоторепортеры столкнулись с очередными трудностями. Издатели раскололись на два и более фронтов, появилась оппозиционная и желтая пресса. Естественно, новая власть решительно с этим боролась, что повлекло за собой резкое сокращение изданий. К тому же ощущался дефицит бумаги. Даже пролетарская «Правда» выходила в сокращенном объеме. Тяжелейшие сложились условия для работы и существования фотокорреспондентов.
Республика Советов напоминала осажденную крепость. Опять война, уже Гражданская. На фронтах – ожесточенные атаки белогвардейцев и интервентов, в тылу контрреволюционные мятежи, голод, эпидемии. За четыре года (1918 – 1922) сыпным и возвратным тифом переболело около десяти миллионов человек…. «Как забыть о времени, в котором работали первые фотолетописцы революции! Самодельные фотоматериалы, старая изношенная аппаратура и беззаветная преданность своему делу – вот все, чем они располагали».*
В 1918 г. для государственного руководства фото-кино-делом Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) создал фото-кинокомитеты в Москве и Петрограде, а в них отделы фотосъемки текущих и политических событий. В московском отделе работали двенадцать фотографов, на фронтах Гражданской войны и в стране они произвели 12 тыс. негативов. Из этого материала готовили подборки снимков для воинских частей, агитпунктов, рабочих клубов, их раздавали делегатам съездов и конференций, иностранным гостям, выпускали агитфотовитрины, которые рассматривали люди на площадях и улицах городов.
Продолжали снимать известные фоторепортеры Виктор Булла, Петр Оцуп, Алексей Савельев, Николай Петров, Петр Новицкий, Яков Штейнберг, С.Магазинер, К.Кузнецов, Александр Дорн, Григорий Гольдштейн, Лев Леонидов и др. Снимали без надежды, что кадры попадут на печатные страницы, это был репортаж без прессы, потому что иллюстрированные журналы остались без технической базы. Снимки попадали в архив и увидели свет через 5-10 лет.
Впереди новая эра в истории отечественной фотожурналистики...