ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ!
Выставочный проект РУСС ПРЕСС ФОТО -
Фотографии российских и советских лауреатов
за всю историю World Press Photo
1955 - 2017
Выставка российских и советских Лауретов World Press Photo в Амстердаме. Oude Kerk, апрель 2013 г.
За 5 лет проект увидели сотни тысяч зрителей в 13 городах России и 3 странах мира.
РУСС ПРЕСС ФОТО представляет свой самый масштабный проект – коллекцию фотографий российских и советских лауреатов конкурса мировой фотожурналистики «World Press Photo»
за всю его историю с 1955 по 2017 год.

Конкурс WORLD PRESS PHOTO - самый престижный конкурс фотожурналистов в мире. Каждый год международное независимое жюри, состоящее из 19 экспертов, оценивает работы фоторепортеров со всех уголков мира. Фонд World Press Photo существует с 1955 года под покровительством принца Королевства Нидерланды и является уникальной площадкой для независимой фотожурналистики и свободного обмена информацией по всему миру.

Таким образом, выставочный проект «ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ». ФОТОГРАФИИ РОССИЙСКИХ И СОВЕТСКИХ ЛАУРЕАТОВ WORLD PRESS PHOTO 1955–2016» демонстрирует достижения отечественных фоторепортеров на арене Мировой пресс-фотографии.
За годы существования конкурса мастера отечественной фотожурналистики показали высокий уровень профессионализма, что отмечено наградами квалифицированного жюри конкурса.
Уникальная выставочная экспозиция состоит из 609 фотографий 121 автора.
Социальное и культурологическое значение проекта трудно переоценить.
На снимках – первый выход в открытый космос, спортивные победы, портреты уникальных личностей, практически все памятные события нашей страны за последние полвека.

МИД Российской Федерации высоко оценило проводимую нашей организацией работу по продвижению за рубежом национальных ценностей
и включило выставку «ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ» в официальную программу культурных мероприятий Года Российской Федерации в Королевстве Нидерландов, проведенных федеральным агентством РОССОТРУДНИЧЕСТВО
в 2013 году. Символично, что Евротур выставки начался с Амстердама –
родины конкурса World Press Photo.
Данная выставка не просто коллекция фотографий -
это первая в мире национальная выставка фотожурналистики. По снимкам фоторепортеров в фотоальбоме и на выставке "ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ" можно изучать историю нашей страны, историю развития фотожурналистики в нашей стране и фотографию в целом.
Василий Прудников
куратор выставки «Фотографии российских лауреатов конкурса World Press Photo», организатор проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО»
ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ в цифрах:
121

авторов
148

медалей
57

дипломов
51

золотых глаз
36

2-х мест
41

3-х мест
В поддержку выставки выпущен каталог выставки и фотографические издания «ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ. ФОТОГРАФИИ РОССИЙСКИХ И СОВЕТСКИХ ЛАУРЕАТОВ WORLD PRESS PHOTO 1955-2010», а также английская версия «WORLD PRESS PHOTO LAUREATES FROM RUSSIA AND THE SOVIET UNION: THE COMPLETE OVERVIEW 1955-2013». Выпущена серия открыток «Фотографии Российских и Советских Лауреатов World Press Photo 1955-2010».

Помимо фотоматериалов альбом включает в себя уникальные тексты,
в которых содержатся воспоминания о событиях того времени, об известных деятелях России и мира, таких как Дмитрий Шостакович, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Майя Плисецкая, Игорь Моисеев, Святослав Фёдоров, Николай Амосов, Дмитрий Сахаров и многих других. Тексты готовились фоторепортерами, которые сами являются выдающимися личностями, специально для нашего альбома.

Помимо художественной, альбом представляет и энциклопедическую ценность, так как впервые охватил в одном издании всех отечественных лауреатов конкурса «World Press Photo». Альбом дает полную картину участия российских и советских авторов – а это представители Азербайджана, Белоруссии, Латвии, Литвы, России и Украины, членов профессионального и детского жюри Мирового пресс-фото. В этом издании многие работы впервые представлены зрителю в авторской редакции. Альбом и каталог сопровождают выставку.

Каталог
GRAND PRIX IN RUSSIAN 1955-2013
Экспозиционная коллекция фотографий российских и советских лауреатов World Press Photo за всю историю конкурса – с 1955 по 2013 год. / [сост.: Василий Прудников].– Москва: «РУСС ПРЕСС ФОТО», Amsterdam: Sсhilt Publishing, 2013. 160 с. – тираж 1000 экз.
Альбом
GRAND PRIX IN RUSSIAN 1955-2013
Коллекция фотографий 117 российских и советских лауреатов, занявших призовые места на конкурсе мировой пресс-фотографии World Press Photo за всю историю конкурса с 1955 по 2013 год. Альбом выпущен в поддержку Европейского тура одноименной выставки. / [сост.: Василий Прудников].– Москва: «РУСС ПРЕСС ФОТО», Amsterdam: Sсhilt Publishing, 2013. 336 с. – тираж 1000 экз.
ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ
ПРЕМЬЕРА (2011)
16 ноября 2011 года в МВЦ «Рабочий и Колхозница» в Москве
состоялся премьерный показ выставочного проекта «ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ. Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955-2010», который по праву считается одним из самых грандиозных и успешных проектов в издательской и выставочной деятельности мирового уровня,
подготовленных нашей организацией.
Игорь Гаврилов, Владимир Вяткин, Евгений Стецко, Вячеслав Бакин, Вячеслав Полунин, Сергей Лидов, Александр Шогин

Игорь Носов, Алексей Нехаевский, Борис Долматовский, Сергей Киврин, Анатолий Иолис, Анатолий Морковкин, Владимир Веленгурин, Александр Чумичев, Александр Поляков, Юрий Сомов, Виктор Загуменнов, Юрий Штукин, Александр Земляниченко, Владимир Федоренко, Александр Лыскин, Сергей Гунеев, Виктория Ивлева

Сергей Болдин, Валерий Корешков, Юрий Кавер, Виталий Арутюнов, Юрий Абрамочкин, Валентин Кузьмин, Вильгельм Михайловский, Борис Кауфман, Юрий Устинов, Борис Бабанов, Сергей Васильев, Вячеслав Чистяков, Дмитрий Донской.
Групповой снимок российских и советских Лауретов World Press Photo на открытии выставки. Москва, 16 ноября 2011 г.
гран-при по-русски
Гастрольный тур (2011-2016)
После успешного открытия и проведения выставки в Москве выставочный проект начал успешный тур по городам России, странам СНГ, Европы и мира:

  • Москва, 16 ноября 2011 – 14 февраля 2012, Премьера в МВЦ «Рабочий и Колхозница»;
  • Москва, 22 февраля 2012, Центр Международной Торговли на Красной Пресне;
  • Хьюстон (США), 16 марта – 30 апреля 2012, FotoFest-2012 Biennial;
  • Международный аэропорт Шереметьево, 27 апреля – 30 июня 2012, галерея "Sheremetyevo Creative Gallery";
  • Челябинск, 15 мая – 27 июня 2012, Государственный областной краеведческий музей;
  • Углич, 1 – 5 августа 2012, фестиваль «ФОТОПАРАД в Угличе», Муниципальный Дворец Культуры;
  • Санкт-Петербург, 10 – 29 сентября 2012, ЦВЗ «Манеж»;
  • Петропавловск-Камчатский, 18 октября – 18 ноября 2012, Лофт «Парк Культуры»;
  • Амстердам, 26 апреля – 23 июня 2013, De Oude Kerk;
  • Южно-Сахалинск, 17 мая – 17 июня 2013, Сахалинский Областной художественный музей.
  • Калининград, 7 августа – 12 сентября 2013, фестиваль «ФОТОМАНИЯ», Калининградский художественный музей.
  • Пермь, 14 февраля – 30 апреля 2014, Пермская художественная галерея.
  • Новороссийск, 16 октября – 16 ноября 2014, фестиваль PHOTOVISA, Новороссийский исторический музей.
  • Bratislava, 2 – 31 декабря 2014, Castle Gallery Bratislava.
  • Сочи, 13 марта – 5 апреля 2015, Сочинский художественный музей.
  • Новосибирск, 2 – 28 декабря 2015, Городской центр изобразительных искусств.
  • Калуга, 7 июня – 7 июля 2016, Демонстрационно-выставочный комплекс администрации губернатора Калужской области.
ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ +
ПОКОЛЕНИЕ М

Тур 2017 года проходит вместе с благотворительным проектом "ПОКОЛЕНИЕ М", начатый в 2015 году в содружестве с компанией МТС. Знаменитые фотожурналисты, мастера фотографии во время показа выставки в городах России проводят встречи и занятия с детьми открывая для них ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ.
ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ +
ПОКОЛЕНИЕ М

Тур 2017 года проходит вместе с благотворительным проектом "ПОКОЛЕНИЕ М", начатый в 2015 году в содружестве с компанией МТС. Знаменитые фотожурналисты, мастера фотографии во время показа выставки в городах России проводят встречи и занятия с детьми открывая для них ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ.
гран-при по-русски
WORLD PRESS PHOTO
LAUREATES FROM RUSSIA AND THE SOVIET UNION
Oude Kerk AMSTERDAM 2013 April 26 - June 23

МИД Российской Федерации высоко оценило проводимую нашей организацией работу по продвижению за рубежом национальных ценностей
и включило выставку «ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ» в официальную программу культурных мероприятий Года Российской Федерации в Королевстве Нидерландов, проведенных федеральным агентством РОССОТРУДНИЧЕСТВО
в 2013 году (Фестиваль «Созвездие России» в рамках года России в Нидерландах). Символично, что Евротур выставки начался с Амстердама –
родины конкурса World Press Photo.

Впервые в истории World Press Photo в период Award Days в одном пространстве с выставкой текущих лауреатов конкурса World Press Photo была представлена Национальная (российско-советская) коллекция пресс-фотографии. Выставка прошла в старейшем здании Амстердама, соборе XVIII века – De Oude Kerk.

Данная выставка - первый масштабный и эксклюзивный показ достижений российских фоторепортеров на арене Мировой пресс-фотографии. Уникальная выставочная экспозиция показала зрителям 505 фотографий 117 авторов.
В рамках выставки пройдет презентация английской версии фотографического альбома «WORLD PRESS PHOTO LAUREATES FROM RUSSIA AND THE SOVIET UNION».
Мероприятия в Амстердаме - начало европейского турне проекта. Далее выставку увидели в Бельгии, Словакии.
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.

To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ РУСС ПРЕСС ФОТО В РАМКАХ ВЫСТАВКИ WORLD PRESS PHOTO
26 апреля 2013 года состоялось открытие выставки фотографий российских и советских лауреатов «World Press Photo» за всю его историю с 1955 по 2013 год. Масштабную коллекцию подготовил Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО.

Выставка – часть официальной программы культурных мероприятий Года Российской Федерации в Королевстве Нидерландов, запланированных федеральным агентством РОССОТРУДНИЧЕСТВО в 2013 году. Это первый масштабный и эксклюзивный показ достижений российских фоторепортеров на арене Мировой пресс-фотографии. Зрителям Амстердама представили уникальную выставочную экспозицию из 418 фотографий 90 авторов. К открытию выставки выпущен каталог «WORLD PRESS PHOTO LAUREATES FROM RUSSIA AND THE SOVIET UNION».

Проект получил честь участвовать в период Awards Days в одном пространстве с выставкой лауреатов конкурса World Press Photo-2013, традиционно проводимой в старейшем здании Амстердама, соборе XIII века – Oude Kerk.

В день открытия выставки оргкомитет World Press Photo провел прием, куда были приглашены лауреаты, организаторы, фотожурналисты, издатели и редакторы, в числе которых в качестве почетных гостей присутствовали российские мастера фотографии, неоднократные победители конкурса World Press Photo прошлых лет: фотографы РИА Новости Владимир Вяткин, Владимир Федоренко и Сергей Гунеев.

В рамках торжественной части исполнительный директор Фонда World Press Photo мистер Михель Мунеке произнес приветственную речь, в которой, в частности, поблагодарил организаторов выставки РУСС ПРЕСС ФОТО за отличную работу и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.

В программе лекций победителей, проходившей в выставочном центре "Felix" выступил и российский лауреат конкурса этого года Сергей Ильницкий (EPA), занявший второе место в категории "Спортивные события, серии". Он продемонстрировал публике свои фото-истории: "Перевернутое детство", "Золотые рога Алтая" и "Кровавые дни".

Перед вечерней церемонией награждения корреспондентам РУСС ПРЕСС ФОТО и российским мастерам фотографии представилась неожиданная возможность пообщаться с представителями различных европейских издательств и архивов на неофициальном приеме у издателя каталога и книги о выставке господина Мартина Шилта (Schilt Publishing).

Церемония награждения лауреатов конкурса World Press Photo 2013 традиционно прошла в центре "Muziekgebouw". Роскошно организованное и четко спланированное мероприятие продолжилось в дружеской атмосфере клуба "Fifteen", где все присутствовавшие смогли свободно пообщаться в неформальной обстановке, обсудить события прошедших дней и закрепить новые знакомства.
Новостной сюжет Берлинского бюро НТВ из Амстердама о совместном открытии фотовыставок World Press Photo и РУСС ПРЕСС ФОТО. Репортаж корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга.
История российской фотожурналистики на выставке ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ в Апелдорне!
Миссия ФА "Россотрудничество" в Королевстве Нидерланды. Репортаж Зураба Агирбова.
гран-при по-русски
ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ
Организация творческих встреч авторов выставки - лауреатов конкурса World Press Photo с аудиторией - неотъемлемая часть выставки. В каждый город с выставкой приезжает от 3-х до 5-и авторов. Как правило это уже классики отечественной и мировой фотографии - не только призеры конкурса, но и прославленные фотожурналисты нашей страны. Во время выставок за период тура уже проведены 37 творческих встреч с лучшими российскими фотожурналистами, в процессе которых отснято 120 часов видеопрограмм и интервью;
гран-при по-русски
ЛЕГЕНДЫ
ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ
БЕЗУДЕРЖНЫЙ ВАСИЛЬЕВ
Вот уже 36 лет, как я впервые отправил свои фотографии на «Уорлд пресс-фото 75». Тогда сразу три снимка попали в сборник «Ежегодника». А через три года был удостоен главного приза «Золотой глаз» за серию «Человек родился». И один снимок из серии номинировался, выдвигался на «Фотографию года», но этого не случилось, так как жанр, в котором был выполнен мой снимок, не отвечал условиям конкурса.

С тех пор я стал частым участником этого престижного конкурса мировой фотожурналистики. Не ради наград посылал свои снимки, мне важнее было получить «Ежегодник» конкурса. Это для меня было высшей школой профессионального мастерства. Тем временем награды стали приходить с неожиданной регулярностью, но ни за одной из них мне не довелось съездить в Амстердам, хотя приглашения на церемонию награждения получал каждый раз.

В Амстердам меня не пустили. «Зачем тебе ехать в эту Голландию? – сказали мне в обкоме. – Там же сплошная наркомания и проституция. Если хочешь, поезжай-ка лучше по нашему Золотому кольцу». Статуэтку «Золотой глаз» мне вручили только летом на Всесоюзном фотофестивале, проходившем в Челябинске.

Мои награды «Золотой глаз» мне привозили Геннадий Коваленко, Дмитрий Донской, Ольга Суслова, Павел Кривцов, а из Москвы в Челябинск доставил какой-то мой знакомый. А однажды – бригадир проводников поезда Москва–Челябинск. В 1983 г. на вручение награды Ольга Суслова пригласила меня в редакцию журнала «Советское фото». Самый первый «Золотой глаз» мне вручил Геннадий Копосов на Всесоюзном фотофестивале, который проходил летом 1978 г. в Челябинске.

Пятый «Золотой глаз» был присужден в 1988 г., но я его не получил, считаю, по техническим причинам: была допущена «погрешность» при печати фотографии, за что я получил порицание от Виктора Ахломова – члена жюри в том году. Также не дошла до меня награда за 1991 год. Но это не остудило во мне желание участвовать в конкурсе в дальнейшем. По сборникам «Уорлд пресс-фото», которые я получаю за участие регулярно, интересно следить за прошедшими событиями в мире и за творчеством коллег.

Но меня очень огорчает, что их объективы чаще показывают жизнь на планете Земля в черном цвете. Мы же знаем, что есть настоящая жизнь – полная любви, радости и счастья, более достойная внимания фоторепортера.

Всем большое спасибо.

С. Васильев, международный мастер пресс-фотографии. Челябинск
Фоторепортер Сергей Васильев и его награды "Golden Eye".
Сергей Васильев – единственный в России фоторепортер, который имеет четыре высшие награды самого престижного конкурса фотожурналистов мира World Press Photo (Амстердам) – «Золотой глаз»: в 1978, 1980, 1982, 1983 годах.

Сергей Васильев с первого номера в 1968 году и до сегодняшнего дня работает штатным фотокорреспондентом газеты «Вечерний Челябинск». Сегодня он является председателем самого старого в России народного коллектива «Челябинский фотоклуб».

В период с 1964 года он провел 27 персональных выставок и участвовал в ста коллективных международных фотовыставках на всех континентах земли. Постоянству Васильева можно позавидовать. На его веку сменилось шесть президентов, шесть глав города Челябинска, пять редакторов «Вечерки», а он по-прежнему «бегает» с камерой.
Летчик-космонавт Владимир Джанибеков - лауреат World Press Photo.
Снимок сделанный космонавтом Владимиром Джанибековым 25 июля 1984 г. попал на конкурс World Press photo от Фотохроники ТАСС и стал первым автором, получившим награду конкурса за снимок сделанный в открытом космосе.

Владимир Джанибеков – летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке, дважды Герой Советского Союза. Родился в 1942 г. в селе Искандер (Узбекская ССР). В 1960 г. окончил среднюю школу с золотой медалью. Выпускник Ейского высшего военного авиационного училища летчиков (ныне – имени В.М. Комарова). Служил летчиком-инструктором в Военно-воздушных силах СССР.

Совершил 5 космических полетов. Налетал 145 дней 15 часов 58 минут 29 секунд. Был командиром отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина, после ухода в отставку продолжил работу в ЦПК в качестве старшего научного сотрудника.
Имеет большое количество наград СССР и РФ, его именем названы малая планета № 3170 и общеобразовательная школа № 13 в г. Щелково. й

Владимир Джанибеков увлекается живописью. Автор рисунков некоторых советских почтовых марок (№ 5007, 5008, 5109, 5110 по Каталогу почтовых марок СССР).
ИНТЕРВЬЮ С КОСМОНАВТОМ ВЛАДИМИРОМ ДЖАНИБЕКОВЫМ - ЛАУРЕАТОМ WORLD PRESS PHOTO-1984.
Его снимок "Полет космического корабля "Союз Т-12" со Светланой Савицкой в время её выхода
в открытый космос был отправлен от Фотохроники ТАСС на конкурс World Press Photo, где получил поощрительный приз в категории Наука и Искусство.
Снимок сделан космонавтом Владимиром Джанибековым 25 июля 1984 года.

- Владимир Александрович, здравствуйте. Помимо вашей основной профессии космонавта вы с детства серьёзно занимаетесь фотографией. С чего началось Ваше увлечение? Как близкие относились к вашему интересу фотографией в детском возрасте?

- Моя мать была счастлива оторвать меня от улицы. И хоть средств у нас практически не было, все равно она находила деньги, чтобы я увлекался фотографией. Когда я пришел в суворовское училище, у меня уже был фотоаппарат «Комсомолец». До этого у меня был «Момент». А «Момент» – это около 5 кг железа. Это был первый советский «Полароид». Пластинки тогда уже было не купить, так как было время перехода на пленку, да и потом я немножко его подломал. Променял я его на немецкий фонарик с тремя фильтрами. Это все было в начале 50-х годов. В то время в Суворовское училище принимали без отца, без матери. Когда оставалось 10-15 мест, набирали уже из местных, у кого есть родители. Я пришел поступать в училище последним, но с фотоаппаратом. Командир, когда увидел меня, сказал: «О, теперь у нас есть старший по ротной фотолаборатории». И меня после зачисления отправили к электрикам. Со мной проводили серьезнейшие занятия. В результате, в качестве зачетной практической работы, нужно было от щитка, от пробок на фарфоровых роликах, свить два провода и правильно их зафиксировать в стеночку. Я собрал полностью схему, починил электрическую спиральную плитку. После этого меня отдают приказом и выдают ключ от фотолаборатории. То есть серьезно, да? А что я? Я мальчишка одиннадцати лет. Шалопай. Семь лет
я был старшим фотолаборатории. Вы не представляете, какое это счастье иметь своих два квадратных метра в казарме. В училище все учились фотоделу, потом радиолюбительство пошло
у нас. Мы спаяли приемник, и в горах у нас была музыка.

- В одном из интервью вы признались, что поскольку помимо фотографии увлекаетесь еще и живописью, то брали с собой в полеты карандаши и бумагу. Но, к сожалению, на творчество Вам совсем не хватало времени. А как обстояло дело с фотографией во время полетов?

- Фотоаппаратов у нас на борту было очень много. Но коль скоро у нас инструкторы и методисты имели очень приличное образование, они учили строить нас композицию, искать момент, подбирать освещение, глубину резкости. Оценивать вообще, что ты хочешь снять. Мы работали практически
с любыми камерами, какие в принципе тогда были доступны. А доступны на Земле были все наши отечественные фотоаппараты от мыльницы до «Салюта». «Хассельблады» были…были «Кэноны», по-моему, парочка. Ну, естественно, «Никон». Это всё собиралось для того, чтобы оценивать их сильные и слабые стороны. Слабые стороны начали проявляться в невесомости у буржуйской техники. Там вся сборка проводилась на холодных винтах. Они чистенькие, просто хирургически чистые. Но от небольших вибраций они в невесомости начинали выворачиваться. И вот смотришь на «Никон». Чуть-чуть его как бы поболтал, а там все головки винтов колеблются. Начинаешь подворачивать. Не успел – значит, что-нибудь потерял. И затворы барахлили у нас - долго не работали. Мы периодически подкручивали в затворах все болты. Потом только появился пластилин. И этот болтик – пластилинчиком. И вот тогда ничего не отвернется. Никогда. А наши фотоаппараты собирали всегда на какой-то замазочке, поэтому детали и не разворачивались. В общем, я не помню особых проблем с «Зенитом». «Зенит» – великолепная камера. А собственно, что нужно для нормальной съёмки? Нужно хорошее стекло, ну и чтобы шторка нормально отрабатывала экспозицию. В принципе, больше ничего не надо.

- Сколько пленок вы обычно расходовали за один полет?

- Двадцать или тридцать. Это как минимум. Но беда в космосе – пленка быстро набирает радиацию, которая проникает и сквозь металлические корпуса приборов, камеры. Поэтому на пленке, если она полгода в невесомости побыла, появляется очень крупное зерно, ну и качество, конечно, уже не то.

- Каким образом вы решали проблему с освещением при фото и видео съемке в условиях полета в открытом космосе?

- Лампочки у нас были разные. Опять же под цветную пленку, под «Кодак», ещё с «Союз — Аполлон»
у нас появились горячие лампы с зеркальным отражателем. Когда шла тренировка на Земле, всегда отрабатывали сюжет для съемок внутри корабля. Предположим, мы снимаем визит американцев.
В руках наши фотоаппараты. Конкретно был один фотоаппарат и «Красногорская» небольшая видеокамера, то есть, кинокамера. А наш «Киев-6С» только-только появился. Он был «С» – спейс, специальный. «Арсенал» сделал великолепную камеру. Но времени для того, чтобы выставлять правильно свет у нас никогда не было. Да и попробуй собери экипаж. Нас четверо, и все по углам. Каждый занимается своим делом. Не до творчества было. И вот, посреди ночи свистнешь всех… Снимки экипажа очень редкие. Больше снимаешь Землю, больше снимаешь какие-то другие вещи, которые нам представлялись поинтересней и важней, чем наши физиономии опухшие.
В невесомости кровь приливает к голове. И смотришь, лица у всех другие, чем на Земле.
Редко кто из экипажа любил фотографироваться…

- Фотография, сделанная Вами в 84 году во время первого в мире выхода женщины (Светланы Савицкой) в открытый космос, получила поощрительную премию на World Press Photo того же года. Расскажите, в каких условиях проходила съемка? Что было источником освещения?

- Эта фотография не просто о выходе в космос. Она гораздо интересней. Например, как выглядит выход китайца в открытый космос? Он высунулся по пояс из люка. С флагом доложил, что он в открытом космосе. Флаг убрали. Его затянули внутрь. Люк закрыли – выход состоялся. А здесь же тяжелейшая, сложнейшая работа. Мы испытывали универсальный ручной инструмент: это сварка
в космосе, это резка металла нержавейка-титан. Дальше напыление одним металлом на поверхность другого. Серебро мы напыляли на медную пластину. И четвертая операция - пайка. Снимок я делал на «Хассельблад» самой простой конструкции. Один из таких стареньких фотоаппаратов. Стандартный широкоугольный объектив, порядка 50 мм. А источником освещения было естественное солнышко. Заранее были обсуждены условия съемки. Из предыдущих снимков уже было понятно, какую ставить экспозицию. Здесь диафрагма довольно сильно зажата.
По-моему, то ли 8 то ли 11, а выдержка где-то 1/100. Чувствительность или 100 или 200 единиц. Пленка «Кодак». Удачных снимков этого момента было три. А первые несколько кадров на пленке получились с наложением друг на друга. Но качество материала говорит за себя: здесь сохранились оттеночки цвета, какие-то переходики. Да и сам кадр достаточно резкий.

- Как Вы узнали, что Ваша фотография была удостоена поощрительной премии?

- Да вот, в позапрошлом году и узнал. До этого, всегда, когда публиковали фотографию, писали: автор неизвестен. Фото: «ТАСС». Времена были другие и все, что мы снимали, это было фото: «ТАСС». Пленка не моя, аппарат не мой. Моя задача была - нажать кнопку и перевести кадр. Поэтому все,
что мы снимали, уходило в какие-то службы, и короче, мы были счастливы, что не обременили нас ещё какими-то другими проблемами.

Татьяна ВАЛЬКО / РУСС ПРЕСС ФОТО
14.03.2013
1984, Владимир джанибеков (СССР)

Светлана Савицкая во время выхода в открытый космос. Полет космического корабля «Союз Т-12».
ИНТЕРВЬЮ С КОСМОНАВТОМ ВЛ. ДЖАНИБЕКОВЫМ - ЛАУРЕАТОМ WORLD PRESS PHOTO-1984
Его снимок "Полет космического корабля "Союз Т-12" со Светланой Савицкой во время её выхода
в открытый космос был отправлен от Фотохроники ТАСС на конкурс World Press Photo, где получил поощрительный приз в категории Наука и Искусство.

Владимир Вяткин (МИА Россия сегодня) - знаменитый российский фотожурналист.
Владимир Вяткин — единственный, кто в течение 37 лет подряд отправлял свои работы на этот престижный международный конкурс.
Он шестикратный лауреат и трижды член международного жюри World Press Photo.
Единственный автор, получивший все награды в разных номинациях конкурса.

Владимир Юрьевич Вяткин родился в 1951 году в г. Москве. Профессиональную карьеру начал в 1968 г., став фотолаборантом в АПН. Ведущий фоторепортер РИА «Новости».
С 2004 г. Владимир Вяткин является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации. В 1985 г. Международная организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус «Международный мастер фотожурналистики».

В совершенстве владеет стилистическими приемами и по праву считается самым творческим фоторепортером.

«Я снимаю сердцем и душой. Так было всегда и так есть, – утверждает Вяткин. – Если бы я не занимался в детстве музыкой, живописью, графикой, если бы я не любил историю, географию, не любил женщин и детей своих, вряд ли я бы дошел до фотографии. Я отлично понимаю, ради чего я живу. Тот результат, к которому я сегодня пришел, – это компенсация за мои жизненные неурядицы. Ничто не дается просто так. Это работа. Повседневная, ежечасная».
Заметки члена жюри
УРОКИ «УОРЛДПРЕССФОТО-88»
Владимир Вяткин, член жюри конкурса
СФ № 6 1988 г.

По историческим масштабам— даже если иметь в виду только историю самой фотографии — «биография» этого конкурса не так уж и длинна: в этом году меж­дународное жюри «Уорлд-прессфото» собралось в тридцать первый раз. Начало же этому крупнейшему соревнованию фотографов было положено в 1956 году, когда три голландских фотомастера впервые организовали открытый международный конкурс с целью привлечения внимания к журналистской фотографии как важному средству распространения информации, с одной стороны, и способу укрепления взаимопонимания между народами — с другой.

Последний конкурс «Уорлд-прессфото» был рекордным как по числу участников, так и количеству работ: 1234 фотографа из 64 стран прислали 9202 снимка и цветных диапозитива. Надо отметить, что в этом году среди стран-участниц по­явились не участвовавшие ранее в конкурсах Китай­ская Народная Республика и Албания. Можно пред­положить, что в будущем году география конкурса будет еще более широкой. Разумеется, для жюри, со­стоявшего из девяти чело­век, было просто физиче­ски невозможно просмот­реть такое количество работ, и здесь нам на помощь пришел оргкомитет конкурса, состоящий из голландских специалистов: половина из представленных работ была отсеяна ими как явно несоответствующая уровню конкурса, а уже другая половина легла на стол жюри. По своему содержанию все фотографии, представленные на конкурс, делятся на девять категорий, в каждой из которых могли быть представлены как одиночные снимки, так и серии фотографий (репортажи, эссе или то, что у нас при­нято называть очерками). Категории, стало быть, такие: СОБЫТИЯ (но события не организованные, то есть стихийные бедствия, непредсказуемые ситуации и т. п.); НОВОСТИ (но новости запланированные, то есть разного рода праздники, фестивали, встречи на высшем уровне и т. п.); ЛЮДИ В НОВОСТЯХ (жесткое условие: должны быть показаны люди, широко известные во всем мире; ошибка наших участников конкурса заключалась в том, что на их снимках были изображены люди вообще, и в этом случае снимок отвергался вне зависимости от его качества); СПОРТ, СЧАСТЛИВЫЕ СОБЫТИЯ, ИСКУССТВО, НАУКА И ТЕХНИКА, ПРИРОДА. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ. Принимались на конкурс черно-белые и цветные от­печатки и слайды. Обычно репортер, работающий в газете, присылает черно-белые отпечатки, его коллега из журнала или издательства— цветные слайды. Цветные отпечатки были очень редки, но уж если попадались, то высочайшего по уровню исполнения класса. Обстоятельство существеннейшее: слайды принимались на конкурс только узкие в рамках — на сегодняшний день это всеобщее требование, отражающее, кстати, мировой технический уровень. Для сравнения: у американцев примерно 80 процентов от общего количества работ были слайды, у нас — про­центов 15—20. На мой взгляд, со слайдами работать (я имею в виду оценку) не в пример удобнее, и возможность их объективной оценки гораздо более велика. Дело в том, что фотографии обычно лежат все вместе (на полу, на столе ли), и каким бы профессионально наметанным ни был глаз члена жюри, выключить боковое зрение совсем практически невозможно. Слайд же проецируется на достаточно большой (примерно два на три метра) экран, и его можно спокойно рассматривать. Советские фотографы начали активно участвовать в конкурсе «Уорлдпрессфото» с конца 60-х — начала 70-х годов, и если поначалу количество наших участников колебалось примерно между 20 и 30, то в по­следнем конкурсе участвовал 121 человек (опять же для сравнения: американ­цев — 386). Организаторы конкурса не обходили вниманием советских представителей и формируя международное жюри: в разные годы в его состав входили такие авторитетные наши специалисты, как О. Суслова, Ю. Королев, В. Ахломов, Ю. Головятенко, Д. Бальтерманц. В последние два года высокой чести пред­ставлять нашу страну в жюри удостоился и автор этих строк.

Если попытаться в нескольких словах сформулировать основную специфическую особенность «Уорлдпресс-фото» (при всем том, разумеется, что это наиболее престижный, невероятно представительный и пр. и пр. конкурс), то я бы сказал так: это конкурс непред­сказуемый, то есть такой, где результаты предыдущего года никаким решительно образом не должны приниматься в расчет потенциальными конкурсантами года будущего. Второе, не менее важное обстоятельство: единственность снимка, претендующего на приз. В этом году, например, явной неожиданностью для всех (в том числе, как мне кажется, в известной мере и для самого лауреата) стал успех Игоря Уткина, получившего высшую награду — «Золотой глаз» — в категории СПОРТ и за этот же снимок — золотую медаль, а также специальный денежный приз детского жюри (впервые, кстати сказать, присужденный советскому автору). Вот ведь какая сложилась парадоксальная ситуация: зарубежные репортеры, в частности американцы, вытеснили друг друга... высочайшим классом съемки спорта! Было, например, прислано множество снимков финиша стометровки— и все отличные, да что там отличные— превосходные! Из них отобрали четырнадцать. Потом — уже с огромным трудом — восемь. Но выбрать из восьми один оказалось делом просто-таки невозможным! И тогда было принято поистине соломоново решение: все эти снимки были отложены в сторону, а предпочтение отдали работе Уткина, поскольку она оказалась тематически и образно наиболее оригинальной.

Вообще в этом году на «Уорлдпрессфото» произошла своего рода сенсация: «снимком года» стал не лучший снимок в какой-то из категорий (обычно бывало именно так), а снимок, получивший в своей категории второе место. Почему? Причина та же: когда перед членами жюри выложили все «Золотые глаза», то есть лучшие снимки в каждой из категорий, оказалось, что все они есть не что иное, как чистая фиксация факта или события, а вот образа, обобщения, символа или, если говорить более общо, образности как подхода к освоению жизненного материала — этого как раз и не было. Тогда-то и всплыл кадр американца Энтони Суау из агентства «Блэк стар», изображающий мать студента, арестованного на избирательном участке Киро (снимок так и называется «Киро: отчаяние»). Женщина, в отчаянии припавшая к щиту, который держит в руках полицейский, — это производит очень сильное впечатление прежде всего своею образностью. В серии, снятой американским фотографом, это был как бы кадр-гвоздь, который «держал» всю серию, Из практики участия в конкурсах «Уорлдпрессфото» можно и нужно прежде всего сделать вывод, который, собственно говоря, подтверждает и наша внутренняя практика: мы пока не можем составить конкуренцию западным коллегам в оперативных жанрах, и если получаем призы, то в тех категориях, где о событийности речь не идет, Проблема эта для нас не нова, мы много говорим и пишем о ней, но реальных результатов пока что-то не видно. Наша неповоротливость в решении задач внешнеполитической пропаганды становится, кажется, уже притчей во языцех: если мы и прибываем в «горячую точку», то обычно тогда, когда огонь уже погас, и нам остается, пожалуй, лишь покопаться в теплой золе... Значит ли это, однако, что в работе советских репортеров нет того положительного, что нужно сохранять и развивать? Вовсе нет. Сами члены жюри неоднократно подчеркивали, что работы советских фотографов выгодно отличаются особой душевностью, человечностью, их подход к ос­воению жизненного материала средствами фотографии в самой основе своей гуманистичен, и это драгоценнейшее свойство нужно всячески поощрять и развивать.

Вообще говоря, мне, как одному из двух представителей социалистических стран в жюри «Уорлдпресс­фото» (вторым был венгерский фотограф Томаш Ревиш), было невероятно интересно общаться с коллегами из западных стран. Скажу сразу, они понимают смысл происходящей у нас перестройки, равно как и трудности, с которыми нам приходится сталкиваться. Тактичность и доброжелательность — вот что ощущал я как представитель Советского Союза со стороны коллег, работавши» в жюри конкурса.
гран-при по-русски
ИТОГИ ПРОЕКТА
Главное достижение проекта - Россия теперь единственная страна в мире, представленная в архиве World Press Photo правильно по именам и названиям работ и в полном объеме

Архив World Press Photo
По итогам иследователькой работы проекта, в архив конкурса передано
19 несохранившихся там изображений призовых работ от советских авторов 1956-1984 годов.
Награда нашла автора
Только в 2011 году узнал знаменитый советский фоторепортер Анатолий Бочинин ("Огонёк") о том, что в 1979 году его работа "Баттерфляй" в категории спорт получила медаль за второе место в конкурсе.
Групповой снимок, достойный рекорда Гиннеса
48 российских лауреатов World press Photo (из 115 на 2011 год) собрались в одном зале на премьерном показе выставки "ГРАН-ПРИ ПО-РУССКИ".
гран-при по-русски
ГРАМОТЫ И ПРИЗЫ
Made on
Tilda